Духовная весна

Духовная весна

Великий пост, дорогие братья и сёстры, дан нам для того, чтобы мы встретили праздник Светлого Христова Воскресения, очистившись телесно, мысленно, душевно и духовно, простив друг другу обиды, оставив в прошлой жизни грехи и страсти.

Уже в подготовительные недели перед Великим постом Святая Церковь нас к этому готовила – к духовному подвигу, к духовной весне, которой является для нас Великий пост. И в первый день весны мы вошли в эту духовную весну.

Вспомним евангельский рассказ о том, как маленький человек, мытарь, очень хотел увидеть Иисуса Христа. Он так сильно хотел этого, что залез на дерево, чтобы хотя бы издали увидеть Того, о Ком так много слышал, увидеть Бога. И Христос обещал ему, что сегодня же зайдёт к нему в гости. Господь пришёл к нему и простил ему его грехи. Таким образом Священное Писание говорит нам, что Господь всегда готов войти в наш дом, если мы очень этого хотим.

И вспомним, как два человека молились в храме – эту главу Евангелия мы читали во второе воскресенье подготовки к Великому посту. Мытарь бил себя в грудь и молил: «Боже, милостив буди мне грешному». И вышел из храма прощённым. И был второй человек, который гордился тем, что всё делает по Закону, что он лучше других людей, лучше того грешного мытаря. И всё, вроде бы, он делал правильно, но вышел из храма в осуждении.

Блудный сын, который нагрубил отцу и ушёл, который расточил всё имение, который думал, что отец никогда не простит его, – человек, потерявший моральный облик, павший в грехах своих, – находит покаяние. Приходит к отцу – попроситься просто быть у него рабом. Но получает полное прощение, все одежды и даже перстень отцовский на палец. Так Господь, братья и сёстры, встречает каждого покаявшегося человека.

Но был и старший брат, уверенный, что младший совсем сгинул, что ни он сам, ни отец его больше не увидят. А когда блудный сын встречается с отцом, старший брат начинает осуждать. Осуждение же – тяжёлый грех. И отсюда мы должны вынести главное: не будем осуждать, как старший брат осуждал младшего, потому что, осуждая, мы сами отпадаем от Бога.

И вот в первый день весны, на пороге Великого поста, мы читаем замечательные слова Священного Писания: мы с вами должны прощать!

В молитве Господней «Отче наш» есть слова, которые мы произносим ежедневно: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должников наших» (Мф. 6: 12). Это правило, по которому нас простит Господь: по нашей способности принять благодать Божию, по нашему отношению к ближнему, по нашей любви. Насколько мы сами готовы простить, настолько и будем прощены.

«А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим», – написано в Евангелии (Мф. 6: 17 – 18). Во время первого великопостного богослужения – Великой вечерни – и священники, и весь храм переоблачаются в тёмные тона, чтобы показать, что наступает время поста. Но эта традиция более характерна для Запада. В Древней Руси на Великий пост всё переоблачалось в белое – чтобы не показать перед людьми, что мы постимся, не показать, что мы скорбим в это время, потому что это время духовного возрождения. Традиция эта сохранилась в чине отпевания – священники всегда отпевают в белых ризах, означающих прощение Божие.

Так и мы в сегодняшние дни, братья и сёстры, не должны показывать всем, что мы молимся, постимся. Мы должны делать это для Бога и для себя.

Ведь какая польза, если мы покажем себя постящимися перед другими людьми? Они скажут: «Какой молодец!», – и вот мы уже мзду свою получили здесь, на земле… Но нам нужна награда не здесь, а на Небесах!

Священное Писание говорит нам о тех сокровищах, которых есть на Небе, «где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут», и призывает не собирать себе сокровищ на земле (Мф. 6: 19 – 20). Мы видим, что многие очень богатые люди уехали из России – туда, где у них деньги в банках лежат. Почему? Потому что «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6: 21). Они оставили Родину, оставили всё, чтобы поехать туда, где их «сокровища».

Видя этот пример, мы должны подумать: где сейчас находится наше сокровище, в чём оно? И где находится наше сердце?

Чтобы об этом поразмышлять, мы должны во время богослужения раскаяться в наших грехах, достойно попросить прощения друг у друга. Ведь там где наше сердце, где наши мысли, там будет и вся наша жизнь. И если мы хотим собрать себе сокровища на Небе, мы должны оставить земное попечение и вернуться к своему Отцу, как блудный сын.

Всё, что здесь мы имеем, истребится. Но есть Отец наш Небесный, Который нас всегда ждёт. Откроем же Ему, братья и сёстры, двери – пусть и ржавые – нашего сердца. Пусть они заскрипят так, чтобы услышали многие. Пусть это слышат все. Аминь.

Просмотров: 

137