Диалог с епископом

Диалог с епископом

Пресс-конференция
Ейская епархия охватывает 10 северо-западных районов края. Здесь проживают 763.000 человек, преобладает русскоязычное, то есть православное население. У нас 59 зарегистрированных приходов, 3 монастыря и 15 приписных приходов.

Первую пресс-конференцию провёл 29 мая в Ейске преосвященнейший Герман, епископ Ейский и Тимашевский. Он рассказал о задачах, поставленных перед правящими архиереями, о том, что уже сделано за время существования епархии, и о дальнейшей работе. Предваряя диалог, Его Пресвященство объяснил причины разукрупнения Екатеринодарской и Кубанской епархии, информировал о структуре и кадровом потенциале нашей епархии, приоритетах деятельности Церкви.

Епархия, расположенная на территории Краснодарского края, одной из последних была разделена на 5 частей. Для чего Патриарх начал процесс разукрупнения епархий Русской православной церкви? На 1 января 2013 года в Екатеринодарской и Кубанской епархии было 463 прихода, территория огромнейшая. Очень сложно правящему архиерею посетить все приходы, прийти в каждый храм, побеседовать со священниками и прихожанами, представителями власти…

Ейская епархия охватывает 10 северо-западных районов края. Здесь проживают 763.000 человек, преобладает русскоязычное, то есть православное население. У нас 59 зарегистрированных приходов, 3 монастыря и 15 приписных приходов (часовни, храмы-часовни и молитвенные комнаты или приспособленные для богослужений здания).

Штатное духовенство епархии – 72 священника, 7 дьяконов и 14 монашествующих, облечённых в духовный сан. В каждом районе должен быть благочинный, но из-за нехватки кадров два священника совмещают руководство: Приморско-Ахтарским и Каневским благочиниями управляет протоиерей Иоанн Феер, в таком же положении Ленинградский и Кущёвский районы (протоиерей Георгий Меденцев). Епископ Герман заверил, что в скором времени проблема будет решена, в каждом районе будет свой благочинный.

Главный епархиальный город – Ейск, где находится епархиальное управление. При епархии созданы 4 отдела, курирующие приоритетные направления работы Церкви. Отдел религиозного образования и катехизации возглавляет протоиерей Виктор Савенко (Тимашевск), миссионерского служения – протоиерей Георгий Меденцев (Уманская), социального служения и благотворительности – протоиерей Роман Дейнега (Александровка). Отдел по делам молодёжи возглавляет иерей Александр Брижан, настоятель каневского храма во имя Великомученика и целителя Пантелеимона.

Помимо названных, есть и другие направления, например, работа с казачеством, которую правящий архиерей также считает приоритетной в нашем казачьем крае. Будет сформирован отдел по взаимодействию с правоохранительными органами, уже работают отдел по взаимодействию с вооружёнными силами и издательский отдел. Сформирована комиссия по вопросам канонизации святых на Кубани. Очень значимо сотрудничество с МЧС – его важность и эффективность показала трагедия в Крымске.

У епархии есть свой сайт (eisk-eparh.ru), епархиальная газета «Колокол православия». С 2005 года в Ейске выходит телепрограмма «Дорога к храму», теперь получившая статус епархиальной (планируется транслировать её на всю территорию епархии).

За пару месяцев действия епархии сделано немало. В первую очередь нужно было посетить приходы – по словам епископа Германа, есть и такие, где никогда не ступала нога правящего архиерея (в Ейском, Тимашевском, Брюховецком, Каневском и других районах). Более половины приходов преосвященнейший владыка уже посетил, некоторые даже не раз. Освящён храм-часовня в Брюховецкой, осенью ожидается освящение храма в Должанской (Ейский район).

По прогнозам в каждом районе ежегодно будет появляться новый приход – не только за счёт регистрации приписных, но и путём основания новых. Есть люди, готовые материально поддержать строительство храмов, в том числе и в Каневском районе. По мнению Святейшего Патриарха Кирилла, должно быть такое соотношение: на каждые 10.000 населения – один храм. По этой формуле в Каневской, где число жителей давно перевалило за 40.000, должно быть 4 храма.

Краткий монолог правящего архиерея перешёл в двухчасовой диалог. Журналисты светских и православных СМИ обсудили с епископом Германом и общие для всех районов вопросы, и частные проблемы отдельных приходов.

Ольга ЗОРИНА,

СТО ЛЕТ СПУСТЯ?

– В последние годы РПЦ изменила стратегию работы с паствой. Раньше её обвиняли в том, что другие конфессии более активны, сейчас мы видим другое. С чем это связано? Это только на Кубани или в целом в России?

Кущёвская.

– «Паровозом» в этом процессе является Святейший Патриарх Кирилл, активная личность. То, что происходит сейчас, должно было произойти в начале XXвека. Святейший Патриарх Кирилл реализует задачи, поставленные тогда на Поместном Соборе. Но в то время успели только избрать Патриарха, восстановив патриаршество в России после 300-летнего перерыва.

Материалы, подготовленные межсоборными комиссиями, поднимали всё, что волновало Церковь в силу застоя. Я говорю о застое, потому что Церковь в XVIII– XIXвеках была одним из государственных Министерств. Упразднив Патриаршество, Церковь лишили независимости, голоса. Восстановление Патриаршества вселяло надежду, что глава Церкви решит наболевшие вопросы. Но начались революционные события, а затем и гонения на Церковь.

Материалы сохранились в архивах. Ещё будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, Святейший Патриарх Кирилл уже вёл подготовительную работу: его помощники, сотрудники отдела внешнецерковных связей, собирали эти архивные сведения. То, что волновало Церковь сто лет назад, и сейчас актуально. Когда митрополита Кирилла избрали Патриархом, он начал преобразования: что не успели сделать в начале XXвека, произошло в начале XXI-го.

Но Церковь и в 90-е годы прошлого века сделала немало: возвращено и восстановлено огромное количество разрушенных храмов и монастырей, множество людей пришли в Церковь. Священники шли в школы, тюрьмы, воинские части, занимались социальным служением – кормили и одевали нищих и бездомных. Сейчас наступил новый этап в жизни Церкви: акцент – на миссионерство, просвещение. И все понимают, что нужно лелеять и холить молодёжь. Не развращать, а именно лелеять и холить! То есть, показать ей настоящую красоту, сказать о смысле жизни. Это главное.

Вот, собственно, чем Церковь сегодня и занимается – проповедью.

КУЛЬТУРА ИЛИ РЕЛИГИЯ?

– ОПК – это «основы православной культуры». Но программа составлена так, что вместо основ культуры школьникам читают основы религии. Есть учителя православные, воцерковленные, но встречаются педагоги, далёкие от Церкви, более того – атеисты. Как быть, если после уроков ОПК ребёнок озлоблен, проявляет неверие, агрессию к Церкви?

Каневская.

– Школы закреплены за храмами; по крайней мере, так должно быть. Не только в Каневской, а везде мы организуем встречи священников с преподавателями, и такие болевые точки выявятся. Мы постараемся эти раны залечить именно во взаимоотношениях священников с педагогами. С нового учебного года их встречи станут систематическими, я лично буду за этим следить.

Задача поставлена, чтобы не просто дети приходили в храм, но священник приходил в школу. И для этого препятствий нет, коль есть такой урок. Я сам многажды ходил в школу. Честно скажу, там тяжело работать. Я преклоняюсь перед педагогами, потому что приходил из школы, как выжатый лимон. Но это после, а когда я был там… Я чувствовал, что детям интересно. Но надо ещё уметь их заинтересовать, может быть, рассказав о себе, о своих увлечениях. Не догматические сухие вещи говорить, а сначала расположить детей.

Просмотров: 

3 327