Великий Четверг
После прощальной беседы с учениками Христос преломил хлеб и, благословив его, подал апостолам: «сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание». Взял чашу и благословил её: «пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов».
В Сионской горнице происходит великое чудо: человек, отвергший Бога, вновь приобщается к Богу – Источнику Вечной Жизни. Это чудо происходит и в наших храмах, когда мы подходим к Святому Причастию.
Без Причастия нет христианской жизни: в нём – предельно возможное на земле соединение человека с Богом. Господь предлагает нам Себя, дабы мы могли приобщиться Божественной любви, Самого Божества.
На Архиерейских службах совершается обряд умовения ног – в память о безмерном смирении Спасителя, омывшего пред Тайной Вечерей ноги Своим ученикам. Сын Божий, Творец мира совершил обряд, совершаемый рабами. Поражённые Его действиями ученики молча принимали омовение.
Только Пётр не сдержался: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?» Христос ответил: «что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после… Если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Господь не только показал любовь к ученикам, но и научил их смирению – чтобы они не считали унижением для себя служить ближнему.
В Великий Четверг Патриарх освящает миро, которое варится в первые дни Страстной седмицы. Освящённое миро используется в Миропомазании – Таинстве, совершаемом над человеком один раз в жизни, после Таинства Крещения. Через Миропомазание новокрещённый обретает дары Святого Духа.
Этот день называют Чистым Четвергом: верующие очищают души от греха в Таинстве Исповеди, чтобы стать сопричастниками Тайной Вечери, ныне совершающейся в храмах.