Не будь неверующим…

Не будь неверующим…

Первое воскресенье после Пасхи называется Антипасхой и Фоминой неделей. «Антипасха» означает «вместо Пасхи» – не противопоставление празднику, а повторение его. Фоминой неделей этот день называется в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.

По-разному толкуют в церковной традиции поведение апостола Фомы. Зачастую указывают на его косность, переходящую в упорство. Например, когда Христос шёл воскресить Лазаря, Фома выказал уверенность, что ничего доброго из этого не получится: «Пойдём и мы умрём с Ним» (Ин. 11: 16). Но другие богословы видят в этих словах преданность, желание быть учеником Христа и в опасности, когда речь о жизни и смерти.

Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечал, что Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата невозвратна. Упадок духа Фомы был столь велик, что он даже не был с прочими учениками в день Воскресения... На уверения о Воскресении Христа отвечал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20: 25).

На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. Уже одно это знание Господом его сомнений должно было поразить Фому. Христос к тому же прибавил: «И не будь неверующим, но верующим». То есть указал, что перед Фомой – только две дороги: либо полная вера, либо полное духовное ожесточение.

В Евангелии не сказано, прикоснулся ли Фома к ранам Господа. Но сказано, что вера возгорелась в нём ярким пламенем и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!», исповедуя этим веру не только в Воскресение Христово, но и в Его Божество.

И всё же это была вера, основанная на чувственном удостоверении. И Господь – в назидание Фоме, другим апостолам и всем людям на все времена – открыл высший путь к вере: «Блаженны не видевшие и уверовавшие…»

И раньше Господь давал преимущество вере, основанной не на чуде, а на слове. Распространение Веры Христовой было бы невозможно, если бы каждый требовал таких же доказательств, как Фома, или вообще не перестающих чудес. Поэтому Господь и ублажает тех, кто достигает веры одним только доверием к свидетельству словом, к учению Христову. Это – лучший путь веры, подчёркивал архиепископ Аверкий (Таушев).

Святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключён в темницу, претерпел пытки и отошёл ко Господу, пронзённый пятью копьями.

По материалам сайта «Православие и мир».

Просмотров: 

1 643