От Ивана до Иоанна

От Ивана до Иоанна

Посмотрите в эти дни на наши СМИ: лишь упоминания, что православные 7 июля «отмечают» праздник Иоанна Крестителя, а далее – сплошной Иван Купала с разбором гадательных практик, устройством костров, характеристикой трав для венков, технологиями изготовления «оберегов» и текстами «заговоров»… Цель одна: сделать из православного дня памяти и молитвы очередное празднество похоти.

Помоги моему неверию…

…Рождество Иоанна – Пророка, Предтечи и Крестителя Господа нашего – предвозвещено пророком Исаией ещё за 700 лет. Постичь умом, построить логическую цепочку в евангельском повествовании об этом событии невозможно, и поэтому невоцерковленный испытывает смущение, атеист скептически машет рукой: «Сказки всё это», а верующий… Верующий лоб крестит, да молитву повторяет, ведь для него «Ты еси Бог, творяй чудеса» вполне естественно и жизненно.

Не поражаться произошедшему столь давно, но не утратившему значения, невозможно. Тут не только удивительность рождения у престарелых родителей, но и вся радуга сомнений и вопросов, характерных для современного человека при проявлениях Божьего промысла. Ведь священник Захария был праведным, но, когда возвестил архангел Гавриил, что родится от него Предтеча, – не поверил. Не поверил, хотя был полон веры в Бога.

До самого рождения Иоанна Предтечи наказывается его отец немотой. И невольно задумываешься: ежели праведника наказал Господь, то как же Он меня, любимого, терпит? Вот тут и становится понятным евангельское восклицание: «Верую, Господи! помоги моему неверию».

Вера укрепляется на примерах тех, кто, имея её, достиг пажитей Небесных. Иоанн Предтеча, которого Сам Господь называл Ангелом, и есть идеал праведности в теле человеческом, носитель ангельского духа, чистоты и совершенства.

Вера до крови

Пустыня стала для него училищем благочестия, и даже в ней он был велик. Питался только акридами и диким мёдом, одевался лишь в одежду из верблюжьего волоса, опоясывался кожаным поясом, приготовляя себя к высокому служению. Именно Иоанн есть начало начал монашества.

Его слова были настолько сильны, что потрясали до глубины души. Именно с него берёт начало миссионерское служение.

Предтеча безбоязненно обращал пламенное слово против гордых и надменных фарисеев и саддукеев. Уста праведника не смыкались до самой мученической кончины. Здесь – источник «веры до крови», мученического подвига исповедания Христа.

Светлое торжество
Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни рождения и кончины сложилась в первых христианских общинах. С III века праздник Рождества Иоанна Предтечи широко отмечался восточными и западными христианами – его называли «светлым торжеством» и «денницей Солнца правды». В начале IV века праздник был введён в христианский календарь.

Киевский истукан

…Христианство пришло в Русь, где многобожие, жертвы и идолы «имели место быть». Идея милосердного Бога принимается практически сразу. Но язычество одним словом не перешибёшь, да и в христианском опыте не было принято выкашивать всё дотла. Некоторые народные традиции наполняли новым смыслом, и они сами собой постепенно приходили в соответствие с христианскими нормами.

Так было и при установлении праздника Предтече Господнему Иоанну. Необходимо было изжить языческую традицию, связанную с разнузданностью, гаданиями и поклонением стихиям. Концентрировались эти суеверия и предрассудки во время летнего солнцестояния – в этот день язычники праздновали Ивана Купалу, а ночь с 23-го на 24-ое была для них самой мистической в году.

Вот что пишет историк Кайсаров: «Купало был богом плодов, его причисляли к знатнейшим богам. В начале жатвы ему приносили Жертвы. Тогда на полях зажигали большие костры, а юноши и девицы, цветами увенчанные, плясали около огня при радостном пении; наконец скакали они и гнали своё стадо через огонь. Эти добрые люди думали, что он обезопасит их от леших».

Кайсаров более нечестивые «обычаи» опускает. А их хватало, начиная от поиска суженого-ряженого, гаданий, купания нагишом, сжигания одежд больных детей и заканчивая откровенным блудом и жертвоприношениями…

Языческие плевелы

Установление праздника Рождества Иоанна Предтечи в этот день (по времени оно отвечает евангельскому повествованию) позволило оставить добрую поросль, убрав языческие плевелы. И праздник был принят народом, хотя старинные верования отмирали долго.

В «Стоглаве» 1551 года рассказывается о купальских празднествах. В начале XX века исследователь традиций и обычаев А.А. Коринфский пишет в «Народной Руси»: «До сих пор купальские празднества не вполне утратили своё первоначальное значение… Из области народной веры они перешли в круг простонародных суеверий, из обрядов – в обычаи, в большинстве случаев служащие забавою для сельской молодёжи, совершенно бессознательно воскрешающей на своих игрищах потускнелые образы, безвозвратно канувшие в реку забвения».

Брань с лукавым
Дивен Господь во святых своих. Знаем мы это. Ведаем и иное: не терпит лукавый тех, кто словом и делом, мыслью и жизнью, не щадя живота остаётся верным Христу и веками питает окружающих Истиною. Великое лукавому не подвластно, но смущать, пугать и вносить разброд, неразбериху и сомнения он может. Тем более что прошёл большую практику дел подобных и в ветхозаветные, и в наши времена. Брань с многобожием – основной ставкой врага мира сего – не прекратится до времён последних. И в том, что эта баталия через наши города, веси и души проходит, сомнений нет.

Лукавый подсуетился…

Казалось бы, плевелы язычества почти выкошены, а пеньки идолов в основном выкорчеваны. Но лукавый в очередной раз подсуетился…

Время «толерантности» на дворе, и как результат – всплеск самого низкого, до элементарного простого. Не требующее ни ума, ни знаний верование вновь расцвело. Причин множество, но главная – духовная бесхребетность, желание получить удовольствие телесное с минимумом затрат ума и сил.

Вспоминаются слова летописца псковского Памфилова монастыря, описывавшего эти «празднества» ещё в XVI веке: «В годину ту сатана красуется, яко же сущии древнии идолослужителие бесовский праздник сей празднуют».

Беда в том, что в разгул неоязычества вовлекаются дети, которым за яркими одеждами, кострами и игрищами невидим тот, кто управляет языческим игрищем…

 

Миф о «двоеверии»
На фоне раздуваемых «купальских торжеств» нелепы утверждения о якобы существовавшем двоеверии – одновременном исповедании христианства и язычества. Из язычества народ сохранил лишь хороводы, песни, игры. Обряды пока не носят ярко выраженного религиозного характера – это лишь продолжение эстетической традиции. Купала, Лада, Ярило воспринимаются большинством как игровые персонажи. Но помнить надобно православному, что старания лукавого придать иное значение этому дню могут кощунственно оскорбить того, кто потряс сердца проповедью Покаяния и предуготовил путь Самому Богу. Святой Иоанне Пророче, Крестителю Господень, моли Бога о нас!

Просмотров: 

938