Мелочность или равнодушие?

Мелочность или равнодушие?

Помню, как в первый год своего воцерковления в ответ на просьбу кого-то в храме передать свечу, например, «к празднику» (то есть к праздничной иконе на центральном аналое), считала, что перед тем, как эту самую свечку взять в руки, непременно надо перекреститься. Не знала зачем — просто видела, как это делают другие прихожане. Хотя то и дело в голове мелькали разные варианты объяснений в диапазоне между суеверным ограждением себя от какой-то скорби, которую можно взять на себя, прикоснувшись к чужой свече, и вполне разумным присоединением своей краткой молитвы к молитве того, кто эту свечу собственно купил и желает поставить. А почему бы просто не спросить, как правильно: нужно креститься в данном случае или не нужно? Почему бы не прояснить для себя смысл и других традиционных действий в Церкви, чтобы не превращать их в бессмыслицу?..

В знак благодарности и любви

Приходя в Церковь, человек сталкивается с совершенно иным миром — неизведанным, таинственным — поэтому он, чаще всего, с готовностью и благоговением принимает все правила поведения в этом мире. А вопрос: «Зачем надо делать именно так?» — порой кажется ему чуть ли не кощунственным. Но вопросов не нужно бояться, ведь эта пытливость свидетельствует о неравнодушии к своей вере и к тому, что происходит в Церкви. Другое дело — ответ должен быть правильным и адекватным, а это уже область в том числе и нашей ответственности — тех, кто в церковной жизни делает уже не первые шаги. Часто бывает, что люди, посещающие храм много лет, сами совершают какие-то нелепые ошибки. Например, подходя под благословение, пытаются вместо руки священника поцеловать поручи его облачения. Но ведь мы знаем, что через священника нас благословляет Сам Господь, поэтому, целуя руку, мы тем самым отдаем целование деснице Божией. Причем же здесь поручи? Их действительно целует священник, когда облачается перед совершением каких-либо таинств и треб. Он читает специальную молитву и прикладывается устами к знамению креста, изображенному на поручах, также на епитрахили и фелони. Но это имеет уже совсем иной смысл.

Справедливости ради надо заметить, что часто сами священнослужители подходящим к кресту, на помазание или под благословение людям протягивают для целования именно запястье руки в поручах. А прихожанам, соответственно, ничего больше не остается, как смиренно приложиться. Даже если кто-то уже привык к этому, не стоит с другим батюшкой поступать так же, считая это верным. Ужасно смотрятся сцены, когда человек начинает хватать священника за руку и тянуть к своим губам его запястье или неестественно изгибать голову, чтобы непременно достать до поручей. А если это происходит у Чаши со Святыми Дарами, так это просто опасно, ведь можно случайно толкнуть и опрокинуть ее.

Куда снисходит благодать?

Еще одной распространенной ошибкой или, лучше сказать, странностью является привычка некоторых прихожан класть правую руку поверх левой, будто испрашивая благословения, когда они подходят к помазанию на полиелее. Это опять же говорит о том, что человек искаженно понимает смысл совершаемых действий. Руки складываются «лодочкой», чтобы принять благословляющую десницу и поддержать ее во время целования. Никакого «магического» значения это положение рук не имеет. Хотя можно услышать от прихожан мнение, что так в раскрытые ладони снисходит благодать Божия. Но это не более чем вымысел, да еще и небезопасный с духовной точки зрения. По той же причине не верно складывать руки таким образом во время богослужения, когда священник подает общее благословение молящимся: «Мир всем», «Благословение Господне на вас», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа буди со всеми вами» или благословляет Святыми Дарами во время пения Херувимской песни, ведь принять благословляющую руку и поцеловать ее в данном случае мы не можем.

Что же касается помазания святым елеем на всенощной и полиелейной службах, то оно символизирует милость Божию к нам, служит внешним знамением нашего участия в благодати и духовной радости совершаемого в этот день церковного праздника, нашей сопричастности Церкви. Помазание также является символом Божьего благословения, и мы лобызаем десницу священника, совершающего помазание, однако в данном случае он держит свою руку на весу, чтобы освященное масло не попало на одежду подходящим людям или на пол, следовательно, складывать ладони «лодочкой» не имеет никакого смысла.

Знамение Креста

Можно также видеть, что некоторые складывают руки крестообразно на груди не только подходя причащаться, как и положено, но и подходя на помазание или ко кресту. Это тоже не верно. Сложенные на груди руки перед Чашей означают собственно крестное знамение, как бы заменяют его, во избежание того, чтобы случайно не подтолкнуть потир с Дарами. Подходя же ко кресту, осенять себя крестным знамением дополнительно не нужно, а следовательно, и заменять его сложением рук на груди. Неуместно это делать и перед помазанием.

Бытует мнение, что сложенные крестообразно руки символизируют наше смирение, но это уже более поздние смысловые наслоения, не имеющие богословского подтверждения.

Совершенно неправильной будет попытка приложиться к Святой Чаше головой или поцеловать руку священника, держащего Чашу. Мы благоговейно целуем край потира, приняв Тело и Кровь Христовы, мысленно лобызая прободенное ребро Спасителя. Никаких других действий возле Чаши совершать не следует.

Сила мелочей

Можно вспомнить еще целый ряд ошибок и странностей, которые то и дело приходится наблюдать в наших храмах. Это и не совсем объяснимое желание некоторых прихожан непременно дотронуться головой до Евангелия во время евангельского чтения на молебне (кстати, многие священники активно поддерживают это стремление, когда во время чтения начинают по очереди прикасаться Евангелием к склоненным головам), и неуставные земные поклоны на Светлой седмице, и множество предрассудков, связанных с Причастием, когда люди, например, считают, что прикладываться к иконам после принятия Святых Христовых Таин нельзя или нельзя поцеловать собственного ребенка,— да мало ли что. И дело ведь не в том, что эти неправильности могут нанести серьезный вред душе человека или внести разлад в его церковную жизнь, хотя по большому счету это близко к истине. Главное — обилие всех этих неправильностей выявляет в нас людей, мало знакомых со своей верой, поддающихся даже каким-то суевериям и более того — людей, не обеспокоенных этим печальным фактом. Спросите меня, когда я потрудилась задать вопрос о необходимости креститься, передавая свечу к праздничной иконе. Правильно: только когда начала готовить эту публикацию. А до того я довольствовалась своей интуитивной догадкой, что это вовсе не обязательно. Слава Богу, догадка подтвердилась.

Приходит на память услышанный мною полуанекдотичный случай: однажды во время полиелея к архимандриту Макарию (Веретенникову), бывшему тогда ректором Московской Духовной Академии, подошел на помазание в числе прочих выпускник Академии, положив правую руку поверх левой, как на благословение. Его Высокопреподобие отложил кисточку, благословил своего ученика и торжественно произнес: «Поздравляю Вас: за годы учебы в семинарии и Академии Вы так и не научились правильно подходить на помазание».

Так какая ж беда, если кто-то допускает подобные ошибки? Разве это грех? Да не грех. А можно ли считать грехом равнодушие к своей вере, а значит, и ко Христу?.. Ведь переставая придавать значение таким вроде бы мелочам, мы рискуем превратить это в пагубный навык, а следовательно, духовно обокрасть самих себя и в конечном итоге лишиться главного.

Газета «Православная вера» № 17 (493)

 

Просмотров: 

1 325