Два светильника Веры

Два светильника Веры

Память первоверховных апостолов Петра и Павла празднуется 12 июля – в день их мученической кончины за Веру Христову. По церковному преданию святые апостолы были казнены в Риме либо в один день в 67 году, либо с разницей ровно в год.

Уже на первых иконах Петра и Павла часто изображали вместе, с XVI века – обращёнными друг к другу, что символизирует создание Новозаветной Церкви. Апостола Петра изображают простирающим правую руку в моленном жесте, а в левой – свиток и ключ на длинной цепи: «...и дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф. 16: 19). В руках апостола Павла – книга, напоминающая о том, что он – автор четырнадцати посланий, входящих в Новый Завет.

…Два великих светильника нашей веры – именно через них, в основном, христианство распространилось по всему миру. Лучше понять значение духовного подвига апостолов Петра и Павла и уроки, нам преподаваемые самим их житием, поможет проповедь митрополита Антония Сурожского.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы празднуем сегодня день святых апостолов Петра и Павла. Один их них, Пётр, был апостолом среди евреев; Павел пронёс Евангелие Христово среди язычников. Они собой представляют как бы два полюса церковной деятельности того времени – обращение всех: израильского народа, в котором родился Христос, и всего остального мира.

Когда мы думаем о святых, мы всегда думаем об их величии; они нам представляются как гиганты, как герои духа. Мы можем вдохновиться их героизмом, но часто нам кажется, что нам до них так далеко, что мы не можем никаким образом уподобиться им. И поэтому полезно иногда вспомнить, что эти святые, даже апостолы, были людьми, такими, как другие люди: со слабостями, делали ошибки, оказывались не на высоте того, что мы в них видим сейчас, после того, как они уже совершили весь свой земной путь.

Подумайте об апостоле Павле: один из величайших проповедников Евангелия, который всю свою жизнь и всю свою смерть отдал, без остатка, на проповедь. Но с чего началась его жизнь? Он шёл из Иерусалима в Дамаск, чтобы начать там преследование христиан, которое уже началось в Иерусалиме. И на пути в Дамаск он встретился лицом к лицу с воскресшим Христом, поклонился Ему, и стал верующим христианином, и никогда не мог забыть двух полюсов этой своей веры: Креста и Воскресения. Креста, на котором был распят Спаситель, и Воскресения, которое его включило в сонм Христовых свидетелей.

Вспомним и об апостоле Петре. На Тайной Вечере, когда Христос говорил, что Его все вскоре по страху оставят, Пётр вызвался: Нет! Если и все Тебя оставят – я Тебя не оставлю... Ты ли Меня не оставишь? – ответил ему Христос. – Прежде чем петух пропоёт, ты трижды отречешься от Меня... И до того, как это случилось, – потому что это действительно случилось в Гефсиманском саду, когда Христос ожидал Своей смерти и просил трёх Своих самых близких учеников Петра, Иоанна и Иакова с Ним провести несколько часов этого внутреннего борения перед смертью, – Пётр, как и два другие, побежднные тоской, холодом, усталостью, ночью, заснул. Три раза приходил Христос в надежде, что Его друзья вместе с Ним проводят эту страшную ночь, – трижды Он застал их спящими.

А позже? Позже, когда взяли Христа, когда повлекли Его на неправедный, на жуткий суд, Пётр последовал издали и вошёл во двор архиерейского дома, где судили его Учителя, его Господа. И когда к нему подошли с вопросом: Не ты ли был с Ним в саду? – когда обратили внимание на то, что и он говорит на наречии Галилеи, из которой пришли ученики со Спасителем, он трижды клятвой отрёкся: Не знаю я этого человека – Он мне чужд, Он мне ничто...

Вот с чего началось. И Павел, и Пётр проявили такую человеческую хрупкость, какую все мы проявляем при случае. Но в какой-то момент Павел встретил живого воскресшего Христа; Пётр снова оказался лицом к лицу со своим Учителем, Который ему поставил вопрос. Не вопрос о том, как он мог его предать, изменить Ему, а другой вопрос, может быть, более глубинный, более страшный: Пётр! любишь ли ты Меня?.. Трижды Христос задал ему этот вопрос, трижды Пётр от сердца и правдиво ответил: Да, Господи! Я Тебя люблю. Ты всё знаешь – т. е. Ты знаешь и мою измену, и мою слабость, и мой страх, всё знаешь, – но Ты знаешь, что я Тебя люблю... И с этого дня его душа никогда не поколебалась; он остался верным до конца, т. е. до мученической смерти.

Вот чему мы можем научиться от Христовых учеников, от апостолов Петра и Павла: сила Божия в немощи совершается. Это говорит Спаситель Павлу, и к нам обращено это слово: сила Божия в немощи совершается –только отдай свою совесть, душу, посвяти их правде, истине, Богу, любви, и в твоей немощи проявится вся несокрушимая Божия сила. Аминь.

Просмотров: 

100