Всенародная святыня

Всенародная святыня

22 октября 1612 года с Казанской иконой Божией Матери русское ополчение шло на польских захватчиков. Всенародная святыня указывала путь к победе русскому воинству в Отечественной войне 1812 года. Пред этим образом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий молился в годы Великой Отечественной войны.

ЧУДЕСНОЕ ЯВЛЕНИЕ

8 июля (21 июля по новому стилю) 1579 года проживающей в Казани отроковице Матроне явилась во сне Богоматерь со словами, что в месте, где находится их дом, скрыта в земле Её икона. И повелела рассказать об этом духовным и мирским властям города.

Видение повторялось, Матрона рассказывала о нём матери, но та не обращала внимания на слова малолетней дочери. Наконец отроковица увидела икону Богоматери в огненных лучах. И слышен был голос: «Если ты не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте; но ты погибнешь!» На этот раз мать услышала просьбу дочери, испугавшись видения. Вместе с Матроной она пошла к архиепископу и воеводам, но те не поверили.

Вернувшись домой, мать стала копать землю в указанном месте, к ней присоединились и другие горожане, но ничего не находили. Когда стала копать отроковица Матрона, образ Пречистой Богородицы был найден и извлечён из земли.

Весть о чудесном обретении иконы разнеслась по городу, во множестве пришли жители Казани. Перед иконой отслужили молебен и торжественно перенесли её в Благовещенский собор. По пути совершилось первое чудесное исцеление – прозрел слепец Иосиф, три года ничего не видевший. В соборе исцелился другой слепец – Никита.

С чудотворной иконы по указанию архиепископа Иеремии сделали список и отослали в Москву вместе с описанием чудес. По приказу царя Иоанна Грозного на месте обретения святыни возвели храм и основали женский монастырь, в котором и поставили новоявленную икону. Матрона с матерью приняли иноческий постриг в новой обители. Матрона – в иночестве Мавра – стала первой настоятельницей.

До 1612 года чудотворная Казанская икона Божией Матери была местночтимой, празднование в её честь совершалось в день обретения – 8 (21) июля.

Известны многочисленные списки Казанской иконы, прославленные знамениями милости Божией по всей России. Для русских православных христиан в этой иконе воплощена идея молитвенного заступничества и ходатайства Пресвятой Богородицы за наше Отечество.

ПРЕДСТАТЕЛЬСТВОМ БОГОРОДИЦЫ

В период польского нашествия 1605–1612 годов («Смутное время») Русскую Церковь возглавлял Патриарх Московский и всея Руси Ермоген – почитатель Казанской иконы Божией Матери, автор «Сказания» о ней и службы ей.

Поляки заняли Москву, по стране ширились междоусобицы. Заключённый под стражу священномученик Ермоген тайно отправил в Нижний Новгород воззвание, призывая крепко стоять за веру, унимать грабёж, сохранять братство и во все города писать такие послания от имени Патриарха.

Нижегородцы, откликнувшись на призыв, собрали ополчение во главе с князем Димитрием Пожарским. К ним присоединились казанские дружины – они и передали князю список чудотворной Казанской иконы Божией Матери.

Русские войска испытывали многие трудности: недостаток оружия и продовольствия, внутреннюю вражду... На штурм захваченной поляками Москвы шли в осеннюю непогоду. Но прежде – три дня поста и молитвы пред Казанским образом. И Пресвятая Владычица взяла ополчение под Своё покровительство.

…В осаждённом Кремле был в плену тяжелобольной греческий архиепископ Арсений. И было ему видение: преподобный Сергий Радонежский сказал, что молитвы услышаны, «предстательством Богородицы <…> Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». В подтверждение видения архиепископ Арсений был исцелён. Он оповестил о пророчестве войска.

22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года воодушевлённые видением ополченцы взяли Китай-город, через два дня – Кремль. 25 октября дружины пошли в Кремль Крестным ходом с Казанской иконой. Навстречу вышел архиепископ Арсений с Владимирской иконой Божией Матери, сохранённой им в плену. Народ, потрясённый встречей двух чудотворных образов Богородицы, слёзно молился Царице Небесной.

Димитрий Пожарский поставил Казанскую икону в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы (Москва, Лубянка). Позднее его попечением на Красной площади возвели Казанский собор, куда икону перенесли в 1636 году. Сегодня образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе столицы.

22 октября установили особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери – в память освобождения Москвы от поляков. Сначала праздник совершался только в Москве, но с 1649 года стал всероссийским.

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

Государственным праздником 4 ноября объявил 375 лет назад царь Алексей Михайлович Тишайший, второй царь из династии Романовых, отец Петра I. Но после революции 1917 года традиция пресеклась, и только в 2004 году Госдума РФ вернула этот праздничный день народу.

Федеральный закон № 200-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России"» был принят 29 декабря 2004 года, и одной из поправок стало дополнение статьи 1 «Дни воинской славы России» «абзацем следующего содержания: "4 ноября – День народного единства"». Государственный выходной день перенесли с 7 на 4 ноября.

«История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти. Настоящий Федеральный закон устанавливает дни славы русского оружия – дни воинской славы (победные дни) России (далее – дни воинской славы России) в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России…» – гласит Преамбула в редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 98-ФЗ.

Государственную инициативу поддержал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».

Итак, на следующий год после принятия поправки, 4 ноября 2005 года Россия впервые отметила новый государственный праздник.

4 ноября 2006 года Святейший Патриарх Алексий в Обращении по случаю Дня народного единства писал:
«Новый государственный праздник год назад вошёл в общероссийский календарь, что является свидетельством искреннего желания граждан нашей страны сохранить межнациональный мир, поддержать обычаи многовекового добрососедства, на протяжении столетий складывавшиеся в Российском государстве.

День народного единства – это и дань уважения к отечественной истории, это и память о подвиге народного ополчения под руководством Козьмы Минина и Димитрия Пожарского. Тогда, в XVII веке люди разной веры, разных национальностей и сословий сошлись для того, чтобы освободить Отечество от иноземных захватчиков. Единый народный порыв прекратил братоубийственную рознь и смуту и положил начало возрождению и укреплению Российского государства.

<…> День народного единства символизирует идею национального согласия и сплочения общества. Он призван напомнить нам, что мы, жители России, – разных возрастов и национальностей, убеждений и вероисповеданий, представляющие различные социальные группы – являемся единым народом с общими корнями и общим будущим. Уверен, что данный праздник послужит осознанию того, что Россия – наша общая Родина, и её будущее зависит от каждого из нас».

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, от негоже истекает благодатная помощь всем, с верою притекающим к нему.

Просмотров: 

170